ПРИНЯТО
На III съезде ВОИ 25 октября 2001 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о контрольно-ревизионных органах ВОИ
I. Общие положения
II. Правовой статус и функции контрольно-ревизионных органов ВОИ
IV. Организация ревизионной работы
V. Порядок оформления и рассмотрения результатов ревизий и разрешения разногласий с ревизуемыми структурами
VI. организация работы с жалобами
VII. Финансирование работы комиссии.
- Положение о контрольно-ревизионных органах Всероссийского общества инвалидов (далее - Комиссии) разработано в соответствии с требованиями пункта 37 Устава ВОИ. Положение включает в себя и развивает соответствующие нормы Устава ВОИ и определяет функционально-правовые, организационные и финансовые аспекты деятельности контрольно-ревизионных органов ВОИ.
- К контрольно-ревизионным органам ВОИ относятся:
- Центральная контрольно-ревизионная комиссия ВОИ (далее - ЦКРК ВОИ);
- контрольно-ревизионные комиссии региональных и местных организаций.
- Положение о контрольно-ревизионных органах ВОИ (далее - Положение) принимается и изменяется на очередном или внеочередном съезде ВОИ.
- Комиссии являются общественными контрольно-ревизионными органами, действующими на соответствующем уровне структуры ВОИ. В своей деятельности Комиссии руководствуются законодательством Российской Федерации, Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ) и настоящим Положением.
Комиссии выполняют контрольно-ревизионные, методические и иные предусмотренные Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ) и настоящим Положением функции.
ЦКРК ВОИ по отношению к Центральному правлению, руководству ВОИ (КРК по отношению к правлению и руководству своей и нижестоящим организациям), правлениям, руководящим лицам и ревизионным структурам нижестоящих организаций ВОИ не является руководящим органом и не обладает административно-распорядительным правом.
В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» Комиссии обладают правом обращения в орган, осуществивший государственную регистрацию ВОИ (организацию ВОИ), а также в правонадзирающие и судебные органы РФ.
Комиссии подотчетны в своей деятельности высшему органу, на котором были избраны (съезду, конференции). - Члены Комиссии участвуют с правом совещательного голоса в работе пленума соответствующего правления, а председатель (уполномоченный член комиссии) с тем же правом - в заседаниях президиума соответствующего правления.
- В функции Комиссии входит:
- проверка деятельности соответствующего правления, его аппарата и руководящих лиц в части соблюдения ими Устава ВОИ (Устава организации ВОИ) и других нормативных документов, выполнение ими решений съездов ВОИ (конференций организации) и других вышестоящих выборных органов;
- проверка организации работы по планированию деятельности подразделений и сотрудников аппарата правления;
- проверка состояния делопроизводства, организации статистического учета и отчетности в аппарате правления;
- проверка соблюдения установленного порядка рассмотрения поступающих в правление письменных предложений, заявлений, жалоб и апелляций членов и организаций ВОИ;
- подготовка в предусмотренных настоящим Положением случаях и порядке заключений по поступающим в Комиссию жалобам на действия и решения пленума, президиума правления и должностных лиц своей и нижестоящих организаций ВОИ;
- организация и осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности правления: исполнение нормативных решений ВОИ по финансовым вопросам; порядок формирования и использования Центрального Фонда ВОИ (Централизованного фонда организации ВОИ) и фонда правления; порядок расходования средств на социальные, организационные и экономические программы; ведение учета денежных и материальных средств; состояние бухгалтерской отчетности; порядок начисления и выплаты заработной платы, командировочных расходов; порядок хранения и использования имущества правления и т. п.;
- проверка деятельности нижестоящих организаций в случае бездеятельности КРК этих организаций (по просьбе правлений своей или нижестоящих организаций);
- дополнительная проверка деятельности нижестоящей организации по просьбе президиума правления своей организации;
- подготовка и представление в президиум правления заключений по результатам проверки, доведение до сведения президиума выявленных незаконных действий со стороны конкретных должностных лиц;
- осуществление контроля за исполнением официально утвержденных предложений и рекомендаций Комиссии, направленных на совершенствование деятельности подразделений и должностных лиц правления;
- подготовка и представление на съезд ВОИ (конференцию организации) отчетного доклада о деятельности Комиссии в период между съездами (конференциями);
- оказание информационной и учебно-методической помощи контрольно-ревизионным комиссиям нижестоящих организаций ВОИ.
III. Порядок проведения заседаний и принятия решений - Комиссия принимает решения на собраниях ее членов. Собрание Комиссии правомочно при участии в нем не менее 2/3 списочного состава членов Комиссии. Все вопросы на собрании Комиссии решаются путем голосования. Порядок голосования (открытое или тайное) определяют в целом или в каждом отдельном случае участвующие в заседании члены Комиссии.
- Решения по всем вопросам, связанным с деятельностью Комиссии, кроме специально оговоренных в настоящем Положении, считаются принятыми, если за них при наличии кворума проголосовало более 1/2 членов Комиссии, участвующих в собрании. При выборах председателя комиссии и его заместителя члены комиссии имеют право выдвижения кандидатов и критики любого из них. На собрании Комиссии, если ее члены не приняли иного решения, председательствует председатель Комиссии или его заместитель.
- В собрании Комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса председатель (уполномоченный представитель) ВОИ (председатель организации ВОИ). Приглашение председателю организации для участия в собрании комиссии направляется в обязательном порядке.
- Комиссия, являясь органом общественного контроля, не выполняет никаких административных функций, не вмешивается в оперативную деятельность правления и его аппарата.
Работа Комиссии строится в соответствии с Уставом ВОИ (Уставом соответствующей организации ВОИ) и настоящим Положением, а также на основе годового плана, утвержденного на собрании Комиссии и согласованного с руководством соответствующей организации, и осуществляется путем проведения периодических, но не реже одного раза в год, ревизий деятельности правления и руководства организации ВОИ.
Ежегодная плановая ревизия деятельности правления осуществляется, как правило, после составления годового отчета.
По решению членов Комиссии могут быть проведены внеплановые, в том числе тематические, проверки работы правления и другие внеплановые мероприятия.
По письменной просьбе руководства или правления могут быть осуществлены дополнительные проверки работы аппарата правления или правления нижестоящих организаций ВОИ.
В случае, если в период между двумя ревизиями Комиссии была осуществлена аудиторская проверка работы правления, Комиссия вправе не проводить дополнительную ревизию его финансово-хозяйственной деятельности. - Общее руководство работой Комиссии осуществляет председатель Комиссии. Председатель Комиссии контролирует выполнение плана работы Комиссии, дает индивидуальные поручения членам Комиссии, следит за их исполнением, обеспечивает членов Комиссии необходимыми документами, вносит предложения о проведения внеплановой проверки, согласовывает с руководством организации сроки проведения ревизий, собраний и других мероприятий Комиссии, обобщает материалы проверок.
- Для проведения проверки деятельности правления организации ВОИ из числа членов Комиссии может создаваться рабочая комиссия. Количественный и персональный состав рабочей комиссии, а также ее руководителя в каждом конкретном случае определяет председатель Комиссии по согласованию с ее членами. В течение срока полномочий Комиссии каждый ее член обязан принять участие в работе в составе хотя бы одной рабочей комиссии.
В состав рабочей комиссии, кроме членов Комиссии, могут входить (по согласованию с руководством организации) привлеченные независимые специалисты по конкретным направлениям деятельности организации. - Продолжительность работы Комиссии зависит от объема предполагаемой проверки и устанавливается по согласованию между председателями выборных органов, но не может быть, как правило, более: 15 рабочих дней - для ЦКРК ВОИ, 10 рабочих дней - для КРК региональных организаций ВОИ, 5 рабочих дней - для КРК местных организаций ВОИ.
- При проведении ревизий участвующие в ней члены Комиссии имеют право:
- привлекать к своей работе, по согласованию с руководством организации, работников аппарата ревизуемой организации
- получать от руководства организации необходимые для ревизии документы;
- запрашивать и получать от руководителей организации необходимую информацию, получать разъяснения по возникающим вопросам;
- проверять в установленном порядке наличие денежных и материальных ценностей у материально ответственных работников аппарата правления.
- Руководство ЦП ВОИ (организаций ВОИ) обязано обеспечивать следующие условия для нормального проведения ревизий и выполнения Комиссией ее информационно-методических функций:
- предоставлять Комиссии рабочее место, необходимую оргтехнику и канцелярские принадлежности;
- обеспечивать (при необходимости) проживание членов Комиссии в период проведения ревизий, оказывать им другую необходимую помощь в связи с исполнением их должностных обязанностей;
- обеспечивать доступ в процессе ревизий к соответствующей документации и хранящимся материальным ценностям, предоставлять необходимые бухгалтерские и другие документы (планы, протоколы, сметы, постановления съездов ВОИ (конференций), пленумов и президиумов правления, переписку, штатное расписание аппарата правления, личные дела работников и т. п.);
- информировать Комиссию о нормативных решениях, принятых правлением;
- своевременно тиражировать и рассылать в ревизионные комиссии нижестоящих организаций ВОИ методические материалы и разработки Центральной контрольно-ревизионной комиссии;
- обеспечивать ведение делопроизводства Комиссии.
Препятствование проведению ревизий со стороны должностных лиц правления влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом «Об общественных объединениях» и Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ).
- По окончании проверки рабочая комиссия знакомит руководителя и главного бухгалтера с результатами ревизии и на основании материалов ревизии (промежуточных актов, справок, копий документов) составляет предварительный акт ревизии. В акте указываются официальные основания для проведения ревизии, состав рабочей комиссии, период деятельности правления, подлежащий проверке, срок проведения ревизии, направления деятельности организации, подлежащие проверке.
При комплексной проверке в акте ревизии отражаются уставная и финансово-хозяйственная деятельность правления, его руководства и аппарата, состояние оперативного и бухгалтерского учета и отчетности, указывается количество рассмотренных писем, заявлений, жалоб, предложений, ход выполнения решений вышестоящего и своего правлений и другие характеристики деятельности организации. - В акте ревизии в соответствии с объективной картиной и ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные документы четко фиксируются, при их наличии, факты нарушений уставной, финансовой, штатной, трудовой дисциплины, допущенных злоупотреблений, растрат, хищений, других нарушений, указываются конкретные виновники нарушений и суммы причиненного ими ущерба.
Выявленные однородные нарушения, носящие распространенный (типичный) характер, группируются в специальном приложении к акту ревизии.
В акте ревизии должны содержаться конкретные предложения по эффективному устранению обнаруженных недостатков и нарушений. - Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами рабочей комиссии, председателем ВОИ (председателем организации ВОИ) и главным бухгалтером. Акт утверждается председателем Комиссии, организующей ревизию.
По выявленным фактам нарушений, не вызывающим возражений со стороны руководства и соответствующих должностных лиц правления, последние обязаны дать письменные объяснения по причинам их возникновения. Объяснения прилагаются к Акту ревизии.
При наличии возражений со стороны руководителя или главного бухгалтера по выводам комиссии оспариваемые факты подвергаются дополнительной проверке в присутствии соответствующих должностных лиц. В случае сохранения разногласий после дополнительной проверки официальные представители проверяемой стороны подписывают Акт ревизии, приложив к нему в обязательном порядке свои письменные возражения.
По согласованному и утвержденному Акту ревизии председатель Комиссии готовит «Заключение по акту ревизии», в котором отражаются: основные моменты деятельности правления за ревизуемый период, выявленные ошибки и нарушения, выводы и рекомендации рабочей комиссии. - По окончании ревизии утвержденный Акт и Заключение по акту ревизии в двух экземплярах передаются председателю ВОИ (председателю организации ВОИ). Результаты ревизии в обязательном порядке рассматриваются на ближайшем заседании правления и по ним принимается соответствующее постановление, которое затем вместе с Актом ревизии прилагается к годовому отчету правления о работе, заслушиваемому на пленуме правления.
Один экземпляр Акта вместе с постановлением направляется в вышестоящую Комиссию.
Предложения Комиссии, отраженные в актах ревизии и проверок, после принятия соответствующих постановлений по ним президиумом правления становятся обязательными к исполнению в установленные сроки.
резидиум правления в двухнедельный срок официально уведомляет Комиссию о принятом им решении по результатам (акту) ревизии. - При выявлении материального ущерба Комиссия предлагает руководству организации предпринять соответствующие меры к его возмещению, а в случае необходимости направляет материалы ревизии в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законом.
- Поступившие в Комиссию жалобы на решения и действия пленума, президиума и руководства проверяются в установленном порядке уполномоченными на то членами Комиссии с вынесением по ним соответствующего заключения.
- Для принятия решения, подтвердившиеся факты и заключение по ним Комиссии за подписью председателя Комиссии официально передаются:
- председателю ВОИ (председателю организации ВОИ) – в части жалоб на действия и решения должностных лиц аппарата правления, работающих по найму;
- в президиум правления – в части жалоб на действия и решения председателя или его заместителей, а также на решения самого президиума правления ( с целью их возможного пересмотра);
- пленуму правления – в части жалоб на решения президиума правления, а также самого пленума ( на предмет возможного пересмотра принятых решений);
- съезду ВОИ (конференции организации ВОИ) – в части жалоб на решения пленума ЦП ВОИ (пленума правления организации ВОИ).
- поступившие в ЦКРК ВОИ жалобы на решения и действия органов управления, руководителей и должностных лиц региональных организаций ВОИ изучаются и затем: официально пересылаются для рассмотрения и вынесения заключения в контрольно-ревизионную комиссию соответствующей региональной организации – в случае, если жалоба направлена в ЦКРК ВОИ, минуя структуры своей организации; рассматриваются и проверяются уполномоченными на то членами ЦКРК ВОИ для вынесения соответствующего заключения и передачи в Центральное правление для принятия им обоснованного решения – в случае, если речь идет об аппеляции на решение конференции региональной организации ВОИ, либо – на решение, принятое установленном порядке президиумом или пленумом правления региональной организации по уже имевшей место желобе.
- поступившие в ЦКРК ВОИ жалобы на действия и решения органов управления, руководителей и должностных лиц местных и первичных организаций ВОИ официально пересылаются в Комиссии соответствующих региональных организаций ОИ для принятия по ним мер согласно порядку, предусмотренному Уставом ВОИ, настоящим Положением и Уставом региональной организации ВОИ.
- Комиссия в соответствии с Уставом ВОИ работает на общественных началах. Фактические расходы, связанные с выполнением конкретными членами Комиссии контрольно-ревизионной работы, работы по трудовым соглашениям, а также связанные с реализацией информационно-методической функции Комиссии, оплачиваются за счет средств централизованного фонда соответствующей организации ВОИ.
- Смета расходов Комиссии на предстоящий финансовый год готовится председателем Комиссии совместно с главным бухгалтером соответствующей организации ВОИ на основании годового плана работ Комиссии с применением нормативно-оценочного метода расчетов по структуре учитываемых расходов (оплата проезда, суточных, проживания, трудовых затрат членов Комиссии, оплата расходов по трудовым соглашениям).
Согласованная с председателем организации ВОИ плановая смета утверждается президиумом правления соответствующей организации и включается отдельной строкой в расходную часть бюджета Централизованного фонда этой организации.
Финансирование деятельности Комиссии осуществляется в пределах запланированной суммы расходов. В исключительных случаях по согласованию Комиссии с правлением расходы на обеспечение работы Комиссии могут быть увеличены за счет резервной части Централизованного фонда.
Расходы членов ЦКРК ВОИ, связанные с проверкой деятельности региональных организаций: по просьбе ЦП ВОИ - оплачиваются за счет средств ЦП ВОИ; по просьбе правления региональной организации - за счет средств этой организации.
Расходы Комиссии региональной организации, связанные с проверкой деятельности местных организаций: по просьбе правления региональной организации - оплачиваются за счет средств правления региональной организации; по просьбе правления местной организации - за счет средств местной организации или, по договоренности, - за счет средств региональной организации. - . Оплата труда членов Комиссии производится с учетом финансового положения организации в размере, как правило, заработной платы главного бухгалтера организации ВОИ (для председателя Комиссии) и заместителя главного бухгалтера (для членов Комиссии) за период их фактического участия в проведении ревизий, проверок и других, согласованных с руководством организации плановых мероприятий, при работе по трудовым соглашениям. При отсутствии в организации заместителя главного бухгалтера, оплата труда членов Комиссии производится в размере 80 % заработной платы главного бухгалтера.
Трудовые затраты членов Комиссии по разработке методических рекомендаций для ревизионных органов региональных и местных организаций оплачиваются по расценкам на аналогичные разработки, принятым в соответствующих государственных (общественных) структурах, либо на договорных условиях.